Проблемы малого бизнеса с высоты 25 летнего опыта частного научно-технического бизнеса в России

Проблемы малого бизнеса с высоты 25 летнего опыта частного научно-технического бизнеса в России

У меня огромный опыт выполнения общегосударственных межотраслевых программ в советское время и с 1991 года на частной основе в России.

Нельзя строить будущее, не опираясь на прошлый опыт 90-х годов, как это делают сейчас. Малый бизнес возник сразу, как только остановился государственный сектор. Малый бизнес возник на инфраструктуре госпредприятий в количестве и номенклатуре, необходимых для выполнения небольших госзаказов. Государство не могло финансировать работу целых госпредприятий, НПО в полном объёме. Малый бизнес, особенно научно-технический, спас Россию. Организовали и возглавили  эти работы высокопрофессиональные научные и технические специалисты с государственным подходом, которые не ушли в торговый бизнес, как это сделало  большинство. Государство до сих не сказало им даже спасибо, как и не было их героического труда. С обидой ушли и уходят на пенсию. Работали в режиме самоуправления, без привычных министерств и ведомств. Все госпредприятия представляли собой множество ВТК, МВК, МРГ, ассоциаций, научно-технических кооперативов и др. Вкладывали часто не только знания, но и свои денежные сбережения.


На острие возрождения и связующим звеном оказалось моё МП, т.к. оно создавало и производило недостающее звено в структуре Российской промышленности – БНК для РЭА, из-за отсутствия которых  в своё время остановилась советская промышленность. СССР единственная страна в мире которая не признавала стандарты МЭК, и не имела своего общегосударственного стандарта. В результате все разработки, имеющие мировой уровень, не смогли запустить в серийное производство и наладить кооперацию даже в масштабах своей страны. БНК для возимой РЭА, разработанные в России, опережали все мировые образцы на 10-12 лет. В сочетании с высоким научным уровнем разработок  моих заказчиков   в геофизической отрасли, морском приборостроении, спутниковой связи, космической отрасли и др., мы получили впервые полностью отечественную продукцию  в промышленном исполнении, конкурентоспособную на  внешнем рынке, да и выжили во многом за счёт зарубежных заказов. Охотно в кооперации  участвовали страны СНГ. Были выполнены программы технического перевооружения геофизической отрасли, строительства станций спутниковой связи, МКС, строительства судов гражданского и военного назначения, в том числе и на экспорт, экологического мониторинга «Акватория», и др. Заработала кооперация предприятий. Стали возникать научно- технические кооперативы, превратившиеся в дальнейшем в современные малые и средние предприятия, со своим собственным производством. Была проблема нерегулярности заказов и малых объёмов.

Но никакой проблемы импортозамещения не было, до прихода государственных, а затем зарубежных структур в  конце 90-х годов. Достигнутое надо было просто грамотно и с государственным подходом продолжить, профинансировать по результатам работ и значимости в структуре промышленности и для национальной безопасности. Ничего этого  не было сделано.


Меньше, чем за год, рынок перешёл к иностранным частным компаниям.  

Исходя из опыта, необходимо создавать потребность в малых предприятиях, определяя её   не за столом чиновника в %, а конкретной потребностью в продукции МП у конкретных потребителей, как правило госпредприятий, согласно их  научных и  производственных нужд. А для этого надо заниматься структурированием промышленности, учитывая отечественный и мировой  опыт. Малые предприятия -это веточки и листочки на дереве государственной экономики. Они сами будут возникать и развиваться, особенно при хорошей нормативно-правовой базе, если у них будут свои отраслевые веточки и сучки, т.е.конкретные потребители. Как  быть, если дерево больное, целые суки, определяющие национальный технический прогресс,- импортные. Как заменить эти суки, созданные многонациональными  9-тысячными корпорациями на протяжении десятилетий, да ещё ничего не делая для этого? Малые предприятия приживаются там, где есть свободная ниша. Для   структурирования  промышленности необходимы  грамотные государственные органы. Современные департаменты, созданные в 90-е годы по указке американских советников, надо реформировать по типу советских министерств, вернув функции технического управления, набранные из профессионалов с производственным опытом. Иначе это хаос на руку только иностранным компаниям и их лоббирующим структурам.

Сейчас, другими словами, мы  «телегу пускаем впереди лошади и ждём результат».

Хочется сказать про законы.

Электронные торги ударили по малым предприятиям, поставляющим уникальную  наукоёмкую продукцию на протяжении многих лет, конкретным заказчикам. В результате, одни остались без гарантированного сбыта, другие без гарантированного поставщика. Многие потеряли смысл вкладывать в НИОКР, т.к. выигрывать стала продукция дешёвая, контрафактная.

Последнее-спецсчета. Использование денежных средств только на конкретный заказ. Основное правило выживания МП без господдержки- аккумулирование и перераспределение денежных средств в соответствии с производственной ситуацией. За это можно получить статью, «нецелевое использование денежных средств». Этот закон имеет смысл для крупных многомиллионных  заказов, когда это правило выполнимо. Для малых предприятий это лишняя проблема, из-за которой приходится отказываться от  «опасных» заказов.

Научный руководитель и генеральный директор ОКБ “ГЕОМЕХАНИКА” Александр Павлович Яковлев